iris_sibirica (iris_sibirica) wrote,
iris_sibirica
iris_sibirica

ЧИТАЯ ЖЖ НЕМИРОВА ЗА 2011 ГОД.
Павловский, кстати, был первый, кто начал меня печатать - в начале нулевых, в русском Журнале. В больших количествах. "Всё о Поэзии", которые и сейчас-то ни в какие ворота не лезет, а уж тогда. Так что я лично ему должен быть благодарен - и я благодарен.

********
Вот такая беседа у нас состоялась один раз с Германом Лукомниковым в мае 2006 года. Я тогда читал сочинения известного литературоведа и патриотического мыслителя Кожинова и приводил в жежешке цитаты со своими комментариями. Написал, в частности, вот такое: "Всё-таки, Кожинов, конечно, тот ещё дятел. Пример:
"Уместно процитировать здесь стихотворение об Иосифе Бродском, принадлежащее одному из наиболее талантливых современных поэтов — Евгению Курдакову, который в юные годы был близко знаком с будущим лауреатом. Стихотворение это появилось в № 3 журнала «Наш современник» за 1991 год. Евгений Курдаков, между прочим, в определенной степени воспроизводит манеру Иосифа Бродского, и его стихотворение можно даже понять как пародию, но пародию высокого плана, которая с творческой точки зрения превосходит свой оригинал:

Бормотанья и хрипы ровесника, сверстника шепот,
То ли плохо ему, то ль последний исчерпан припас,
То ли просто не впрок предыдущих изгнанников опыт,
Что и в дальней дали не смыкали по родине глаз?

В причитаньях, роптаньях давно не родным озабочен
И родное, не мстя, оставляет ему на пока
Инвентарь маргинала: силлабику вечных обочин,
Да на мелкие нужды — потрепанный хлам языка,

Утки-обериутки свистят между строчек по-хармски
В примечаньях к прогнозам погоды с прогнозом себя
С переводом на русско-кургузский, на быстроизданский
По ходатайству тех, кого вмиг подвернула судьба.

Эти мобиле-нобели, вечная шилость-на-мылость
На чужом затишке, где в заслугу любой из грешков,
Где бы можно пропасть, если в прошлом бы их не сучилось.
Этих милых грешков из стишков, из душков и слушков

Под аттической солью беспамятства мнятся искусы,
Только соль отдаленья по сути глуха и слепа:
Растабары, бодяги, бобы, вавилоны, турусы,
Кренделя, вензеля и мыслете немыслимых па..."

— Эта вялая мудотень — «воспроизводит манеру Иосифа Бродского»! И даже — «с творческой точки зрения превосходит свой оригинал»! Хихи. Далее и случилась такая беседа:
lukomnikov_1: Я, кажется, сейчас Бродского полюблю после такой хуетени.
nm_2: Да Бродского можно и просто так полюбить — охуительный. Это в тебе снобизм с нигилизмом говорят его не любить.
lukomnikov_1: Нигилизм — это Пушкина не любить. А снобизм — Есенина. Или Маяковского. А я как раз их всех очень люблю, даже, можно сказать, обожаю. А Бродским я никогда особо не увлекался, но совсем по другим причинам. Просто мне скучно его читать. Его многословие, многозначительность, пафос мне претят. И все время хочется его спросить: если ты такой умный, зачем стараешься показаться ещё умнее? Хотя мне и Мандельштама о том же спросить хочется. Но в стихах Мандельштама иногда прорезается такой звук, такой, по выражению одного моего друга, свинг, что — — — И все же у Бродского мне нравятся три стихотворения и еще дюжина разрозненных строк — не так уж мало на самом деле.
nm_2: «А снобизм — Есенина. Или Маяковского». — Ты фишку не сечёшь (и поляну). Сейчас самый кул — как раз Бродского ни в хуй не ставить. Впрочем, и это уже — для студентов младших курсов. «Его многословие, многозначительность, пафос мне претят». — Многословием — да, утомляет. Поэмы шестидесятых про двух чуваков, фамилию забыл — ужас кромешный, «казнь двойной водой» (она же — водой и водой) на планете Ялзем у Шефнера. Но не всегда. Есть и короткие стихи — про как был в Мексике, взбирался на пирамиды, например. Многозначительность? Не понимаю, что ты обозначаешь этим словом. Пафос — смешно слышать выражение нелюбви к пафосу от любителя Маяковского и Есенина, у которых уж чего-чего — — — Скорее всего, тебя просто бродсколюбы заманали и бесчисленные подражатели его. Я вот с ними не контактировал никогда и стихов, где хоть чуть присутствует Бродский, никогда не читаю — поэтому самого Бродского люблю. А общайся я постоянно с его оголтелыми фанатами — тогда бы, конечно, первый бы взялся скидывать его с парохода современности.
razumbunt: У него есть одно стихотворение ничего из ранних.
nm_2: Я раннего как раз не особенно. Семидесятых и восьмидесятых куда больше.
lukomnikov_1: «Сейчас самый кул — как раз Бродского ни в хуй не ставить.» — Ну а я-то тут при чём? Я его лет 30 уже честно пытаюсь читать время от времени, до моды мне дела мало. Пафоса у Есенина и Маяковского хватает, это верно, но почему-то их пафос меня не так раздражает, он понятный, человеческий — «великие иллюзии» и т.п. А пафос Бродского — он какой-то ну совсем уж на пустом месте из пальца высосанный, пафос ради пафоса, просто ради упоения этой пафосной интонацией, и ведь серьёзный вроде, не пародийный. Может, я чего-то не понимаю, но такого рода пафос в больших количествах меня просто бесит. Бродскисты задолбали — это конечно, но это для меня никогда не было определяющим фактором. «Пушкинисты», скажем, задолбали уж никак не меньше, ну и что. В общем, не мой он, как говорится, автор.
alexeilebedev: а можно пример невыносимо пафосного /для вас/ стихотворения, которое при этом «считается хорошим»
lukomnikov_1: Да любое практически.:) Я имею в виду общую, доминирующую заунывно-велеречивую интонацию.
nm_2: Вот уж назвать интонацию «заунывно-велеречивой», это — — —. Я, например, в ней слышу прежде всего ярость, изо всех сил автором сдерживаемую, но тем не менее очень слышную. Эта вот холодная ярость — это как раз то, за что я Бродского и люблю.
lukomnikov_1: Слава, я тебе верю. Большинству бродскоманов как-то верю не очень, а тебе — да, конечно. Значит, я глуховат на Бродского, что поделать. Так же как ты, например, на Холина глуховат. У Бродского я люблю: «Я входил вместо дикого зверя в клетку...» (там, конечно, эта ярость, о которой ты говоришь, даже мне слышна), «Письма римскому другу» и «Просыпаюсь по телефону, бреюсь...» (Последнее, кстати, как мне кажется, не без влияния Холина написано.) По интонации все эти три стихотворения абсолютно разные, но вот этой бубнёжки пиитической, которая мне слышится в большинстве его стихов, в них явно нет.

605608_640.jpg
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments