iris_sibirica (iris_sibirica) wrote,
iris_sibirica
iris_sibirica

Categories:
Сегодня ночью прочитал я рукопись «ИДЕЯ СИНЕРГИИ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ». Страниц 300 бабахнул, потому что было мне интересно. И начиналось там с Григория Нисского, с Иоанна Кассиана. По взрослому всё начиналось, а потом уехало не пойми куда. Знаю, что вам наплевать, но всё равно.
Сама идея синергии как своего рода «идеального типа» для анализа процессов, протекающих в русской культуре представляется плодотворной и сулящей большие возможности. Но - - -
1) Есть богословие и есть культура. Между ними существует очень большое расстояние. Мне кажется, что богословские идеи могут преломляться в языке культуры, причём преломляться очень по-разному в зависимости от влияния различных факторов.
2) Не очень удачной представляется идея сопоставления и даже синтеза богословских и научных подходов. Это совершенно РАЗНЫЕ вещи. Вывод о том, что Богочеловеческая синергия является частным случаем диалектической концепции развития представляется курьёзным. Такой вывод делает абсолютным не Господа, а диалектику. То есть, как ни крути, оскорблённым оказывается и Господь, которого заподозрили в неабсолютности, и диалектика, которую заподозрили в том, что ей без Господа не обойтись.
3) Постепенно в работе Богочеловеческая синергия подменяется не очень ловко культурной синергией. Вот на этом понятии автору и нужно было бы сосредоточится, не держась за Богочеловеческую синергию. Это совершенно разные вещи. Цель Богочеловеческой синергии не «спасение культуры» (термин автора) от потери индивидуальности. Богочеловеческая синергия – это про другое.
4) В начале работы автор сосредотачивается на коренных различиях между православием и католицизмом. Но на уровне культурной синергии эти различия, как представляется, вообще теряют своё значение, ибо «Божественные энергии в этом случае понимаются символически – в стремлении культуры к постановке предельных вопросов и поискам их решений в православной морально-этической сфере». Но это можно сказать про любую культуру (заменим слово «православной» на «христианской» или на какое-либо другое). Каждый идейно-нравственный свой поиск совсем не забздел осуществлять.
5) Большие сомнения вызывает периодизация автором русской культуры на основании синергийного развития: а) XIV – XV века; - иконопись; б) XIX век – национальная литература; в) начало XX века – русская религиозная философия. Здесь список возражений мог бы быть очень большим. Достаточно сказать, что В.В. Розанов считал, что русская литература XIX века погубила страну, а русская религиозная философия начала XX века обвинялась многими в неканоничности, еретичности, фантазёрстве и проч.
Ну и т.д.

18157883_1060664367367129_1859487934265367615_n.jpg

Майнавира прислала дацзыбао.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments